Ульяновская область начала новый учебный год в непростых условиях. Отмена единых звонков на уроки, гибкое расписание, измерение температуры у детей, дезинфекция, тесты на COVID-19, родительские собрания — в онлайне… Но и это еще не всё. С 1 сентября все школы в регионе перешли на триместровую систему обучения. Идеологи замены привычных четвертей на триместры отмечают, что такой формат положительно влияет на успеваемость и способствует снижению эмоционального стресса учеников. Впрочем, родители и школьники пока не особо понимают, как это скажется на качестве образования. Для них сейчас главное, что они вышли с «дистанционки».
В прошлом году все школы в Ульяновской области перешли на пятидневную учебную неделю, в этом — на триместровую систему. Перевести образовательные учреждения на триместры предложил в октябре 2019 года губернатор Сергей Морозов. В качестве эксперимента такая система была организована в 12 школах Димитровграда, Ундоровском лицее и Большеключищенской школе Ульяновского района. Триместры в школе — это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца. То есть каждый триместр дополнительно разделяют на две части, между которыми у учеников есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения). Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля и мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в школе (в середине февраля), ученикам выставляют оценки и снова отпускают на каникулы. По сути, меняется лишь время каникул, количество уроков не сокращается, а значит, внесение изменений в учебные программы не требуется.
В городском управлении образования пояснили, что с каждым годом всё больше образовательных учреждений в России предпочитают именно триместровую систему. Это связано с положительной статистикой успеваемости и снижением числа заболеваний у детей, обучающихся по триместрам, когда учеба и отдых после нее распределены более равномерно, чем при четвертной системе обучения. Кроме того, медики отмечают, что более частые каникулы способствуют разгрузке школьников и снижению эмоционального стресса, достигающего пиковой отметки к пятой неделе обучения. Триместровая система обучения способствует также снижению заболеваемости в коллективе, так как каникулы чаще совпадают с периодами всплеска ОРВИ.
— В 2019 году управлением образования проведен мониторинг по возможному переходу на триместровую систему обучения. Директора школ совестно с педагогами, учащимися и родителями проанализировали положительные и отрицательные стороны триместровой системы. По результатам проведенного мониторинга было установлено, что общеобразовательные организации Ульяновска готовы перейти на триместры. Это значит, что школьники учатся пять недель, а затем у них есть одна неделя отдыха. Исключение в такой каникулярной системе триместров – зимние каникулы. На них школьники могут отдохнуть две недели. Продолжительность учебы всегда одинакова — нет длинных и коротких периодов, как при четвертях, всегда пять недель. В связи с этим, с сентября все образовательные учреждения Ульяновска перешли на триместровую систему обучения, — сообщила 73online.ru начальник городского управления образования Светлана Куликова.
Директор Ундоровского лицея Нина Зюзина пояснила 73online.ru, что ее школа перешла на такой режим работы еще в 1999 году по рекомендации московского академика Петра Третьякова, и они ни разу не пожалели о таком решении:
— Я работаю в этой школе с 1997 года, а в 1999-м мы перешли на систему работу по триместрам. Так как мы давно уже так работаем, то мы уже свыклись с таким порядком. Плюсов в такой системе гораздо больше. Самый большой плюс заключается в том, что дети не успевают устать. Когда усталость школьников достигает своего пика на пятой неделе – начинаются каникулы. Да, они меньше обычных, но за счет того, что учимся мы меньше, пяти-шести дней вполне хватает, чтобы восстановиться. Кроме того, у нас в Ундорах есть школа искусств, которая подстроилась под эту же систему работы. За все время работы мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы кто-то из родителей хотел перейти на привычный формат четвертей.
Замдиректора гимназии №44 имени В.Н. Деева, учитель истории, член президиума общественного движения «За советскую школу» Юрий Латышев, напротив, считает, что такая система не будет эффективнее прежней:
— Больших преимуществ в переходе на триместровую систему я не вижу. Я не думаю, что она даст положительный эффект, а если его не будет, стоит ли ломать то, что есть? Родители и дети привыкли к определенному режиму, я не думаю, что триместры положительно скажутся на качестве обучения. Мы уже пробовали экспериментировать с обучением, и ничего хорошего не вышло. Взять тот же ЕГЭ. Качество обучения пострадало, упала грамотность.
Советник главы Ульяновска по вопросам многодетных семей, заместитель областного семейного совета Марина Андреева считает, что всё новое — всегда хорошо:
— Когда мы общались с родителями из Москвы по этому вопросу, они все высказались исключительно положительно об этой системе. Так как мы только перешли на такой режим работы, мы на себе этого пока не ощутили. Я думаю, что понятно станет только после Нового года. Пока могу сказать, что дети очень рады, что пошли в школу после дистанционного обучения. Думаю, что новое – это всегда хорошо. И как педагог, считаю, что попробовать стоит.
Источник